?

Log in

No account? Create an account
"Хеломскiя Вѣдомости"
Самые классические хохмы с полным и немедленным разоблачением
Памяти Алика 
16th-Jan-2019 05:11 pm
Хахам

Часть первая, реальная.

Смерть всё же изрядный уравнитель, - заставляет отстраниться, подумать и вспомнить без суеты, каким же был человек, ушедший в иной мир.

Я не знаком с семьёй Алика, слышал, что его сын - хороший математик, но в любом случае хотел бы начать с соболезнования им всем, а также друзьям, тем, кто его любил таким, каким он был. Примут, не примут, - их абсолютное право, а принести их - мой долг (см. ниже).

А теперь - мемория и дискуссия.

Мы с Аликом познакомились, когда преподавали математику в одной из московских матшкол, то ли в параллельных классах, то ли со сдвигом на год, точно не помню. Тому, кто не был знаком с этой системой, трудно понять, как это выглядело изнутри. Гениальный замысел Коли Константинова, родившийся, видимо, из опыта мат. кружков при МГУ, состоял в том, что уроки математики проходили в особом формате. Школьникам ничего не объясняли у доски, не было конкретных домашних заданий, контрольных работ и пр. Вместо этого им выдавались Листочки (с большой буквы, имя собственное) по темам, состоявшие из тщательно подобранных и упорядоченных задач. Школьник, правильно решивший все (или почти все) задачи, вполне мог считаться разобравшимся в теме Листочка. Существенна была именно самостоятельность: никаких бонусов за списывание всех решений у соседа не полагалось, кроме досрочной выдачи Листочка по следующей теме. И, разумеется, существенна была правильность решений. Собственно, функция преподавателя состояла именно в том, чтобы (после подбора задач) выслушать каждого школьника, погладить его по голове за правильное решение или указать на ошибку или пробел в неправильном или неполном решении. Урок распадался на беседы тет-а-тет, ученик, пойманный на вранье (никакой отрицательной коннотации в этом слове нет, это совершенно нейтральный математический термин, означающий недорешение, и никак не унижавший ученика) размышлял над тем, как залатать дырку и исправить неверный аргумент, а учитель тем временем переходил к разговору со следующим учеником.

Такая технология обучения была очень трудозатратная, и один учитель в классе заведомо не смог бы её реализовать. Тут-то и включался "константиновский механизм" самоподдержки. На помощь "штатному" учителю приходили вчерашние выпускники из школы (как правило, этой же, но была и некая кросс-миграция: помимо пресловутой 57-й, в Москве так работали, по крайней мере временами, Вторая, 179-я, 91-я, 7-я, 43-я, 52-я, - наверняка забыл какое-нибудь славное имя, помимо этого были и другие хорошие физматшколы, работавшие в рамках другой традиции, - 444-я, 18-й Интернат и т.д.). Эти добровольные антинародные дружинники были совершеннейшими волонтёрами, - ни копейки денег они не получали, но посвящали своё время преподаванию едва ли не в большей мере, чем учебе в своих институтах/университетах. Было их в среднем 3-4 на класс (плюс к штатному учителю). Из этой прослойки вышли потом замечательные учителя, - но тут уж я точно воздержусь от перечисления имен, особенно учитывая, что многие из них читают эти строки.

Отдельный плюс такой системы, помимо неограниченной энергии, исходящей и 19-20-летних "педагогов", состоял в стирании граней между городом и деревней учителем и учеником. В СССР была прусская система: учитель - бог, ученик должен смиренно сидеть и слушать. Если учитель задаёт вопрос, надо было поднимать руку только тогда, когда ты знаешь правильный ответ (из учебника), и раскрывать рот можно было только тогда, когда учитель разрешит. Очевидно, что кружковская/константиновская система не смогла бы работать в рамках такой парадигмы: ученик сам должен додуматься до правильного решения, ему трудно быть уверенным, что нет пробелов. Поэтому одной из центральных задач "учителей" (и штатных, и внештатных) состояла в раскрепощении школьников. Ты от меня отличаешься тем, что я знаю больше, а ты - пока - меньше, но ты имеешь те же права и возможности высказать своё решение (мнение, суждение) вслух, и в случае конфликта один из нас должен убедить другого в своей правоте. Редкие случаи разговоров у доски были именно по поводу таких "недорешений", когда учитель должен был продемонстрировать присяжным (классу), почему он не соглашается засчитать то или иное решение.

Это, так сказать, теоретический бэкграунд. На практике стирание граней между учениками и учителями было не всегда простым процессом. Ограничусь двумя примерами из личной практики.

Свеженабранный мат. класс отправляется "сплочаться" в лес. С военно-тактической точки зрения миссия несложна: есть 35 школьников, из них примерно 15-20 готовы отправиться в подмосковный лес, поставить там палатки, посидеть у костра, попеть песни. У некоторых из них есть родительская снаряга (палатки, каны для готовки, топоры, коврики, полиэтилен и т.д.). Надо убедиться в том, что хватит на всех, после чего распределить, кто что берёт (кто покупает сахар, кто тушёнку и гречку на ужин, кто овсянку и сгущенку на завтрак). Гитары, как правило,"учителя" приносили свои (извините, уж какие были. Ходовым вариантом была семирублёвая шиховская гитара за 7 рублей, отдельные пижоны владели "испанией" за 35 руб). Встречаемся на Киевском вокзале в субботу в 14:00, два часа едем, потом ещё три часа идём, ручей с чистой водой будет.

К семи часам вечера цель достигнута. Одна девочка провалилась было в яму в болоте по дороге, но всё обошлось (у другой девочки нашлись сухие кеды того же размера). Два алкаша у местного сельпо попытались завязать знакомство с теми тремя девочками, которые рискнули пойти в поход, но грубая риторика учителей свела контакт с аборигенами к минимуму. Худшее было впереди.

Мальчики начали рубить дрова. Каждый удар топора мог закончиться прорубленной ногой, в сапоге или нет. До этого он мог закончиться ударом обухом по голове другого мальчика, который стоял сзади и объяснял, как надо рубить. В идеальном случае, когда палатки уже успели поставить, учителям вменялось в обязанность поваляться в квадрате и убедиться, что какой-нибудь едрён корень, торчащий из земли, или случайный булыжник не обеспокоит сон детишек (ой, бессонные детишки - что может быть хуже). Тем временем мальчики развели костёр и, раскрепостившись, начали бегать по поляне друг за другом с горящими ветками лапника в руках. Вы знаете, за сколько секунд сгорает палатка? В общем, пришлось отбросить в сторону сантименты и закрепостить их обратно громким криком и подзатыльником.

Второй пример состоял в культивировании Маразма (тоже с большой буквы, тоже имя собственное). Был целый жанр песен, кричалок, городских легенд совершенно абсурдистского содержания, который безумно нравился этим умненьким детишкам. Они мгновенно выучивали какую-нибудь глупость типа этой или этой и орали их во все свои лужёные глотки и вокруг костра, и в электричке, и под гитару, и а капелла. Песнями дело не ограничивалось: в народной среде рождались разного рода конспиративные теории, например, что Коля Константинов имеет сатанинскую природу. Чтобы подтвердить эту теорию публичным экспериментом, один малолетний энтузиаст тащил из дома в рюкзаке в лес автомобильный аккумулятор (от тогдашних "Жигулей", весом в пару десятков килограммов), имея в виду извлечь искру в нужный момент. Этот Маразм в большинстве случаев был совершенно безвредным и наоборот, в умеренных дозах способствовал вожделенному раскрепощению, поэтому не то, чтоб поощрялся педагогами, но и не особенно пресекался.

Но, как известно, в природе нет нейтральных равновесий, и предоставленные сами себе, процессы либо затухают, либо идут вразнос. Предоставленные сами себе, матшкольники очень быстро погружались в пучины Маразма настолько, что становилось невозможно заниматься с ними делом. Представьте себе, что вместо решения задачи гогочущий подросток начинает нести какую-то ахинею, которая ему и окружающим кажется смешной. Мгновенно в действо втягивается полкласса, урок пошёл в жопу. Единственный способ борьбы с такой неконтролируемой цепной реакцией был высмеять инициатора, так, чтобы глупость его "шутки" немедленно была ясна всем и процесс остановился бы сразу. Но хорошо, если это матшкольник. А если это педагог, зашедший в класс помочь принять задачи? (такое практиковалось). В общем, в некоторый момент я стал прикрывать "своих" от общения с Аликом. Слишком заразительным был поток Маразма, исходивший от него.

При этом, несомненно, мы с ним были коллегами, делали общее дело и не имели принципиальных разногласий относительно того, как и чему учить. Мы оба презирали и ненавидели советскую власть за её ханжество, повсеместную ложь, мелкие (и не очень) гадости, которые она делала (слово "ненавидели", может, слишком сильное, жить она как-то давала). В матшколах это ощущалось особенно сильно: во-первых, из-за антисемитизма на вступительных экзаменах в МГУ и Физтех, лучшие места, где можно тогда было выучить математику и физику. Во-вторых, Софья Власьевна подозревала не без оснований, что все эти матшколы - рассадник антисоветчины, и что надо их (нас, то есть) гнобить всеми способами. Это было не очень просто сделать, поскольку официального статуса вся константиновская система почти не имела, держалась на том что директора школ закрывали глаза на тот балаган, который творился на уроках, и претензии вывалить можно было только за "криминальные поступки", - скажем, если бы отряд ДНД заловил каких-нибудь старшеклассников на еврейский праздник у синагоги. Поэтому действовало неписанное соглашение, - держать детей подальше от всего того, что можно было бы инкриминировать школе, штатным учителям, директорам. Но это было легче сказать, чем сделать: пресловутый Маразм сплошь да рядом выливался в какую-то детскую антисоветчину, глупую и бессмысленную, а вправлять мозги в такой ситуации было непросто: ну как ругать подростков за то, что они думают то же, что и ты, просто не понимают, когда надо держать язык за зубами. В этом месте мы с Аликом тоже вели себя по-разному, он позволял себе то, чего я бы не стал делать/говорить. Опять же, я руководствовался принципом - доходи до всего сам, не пользуйся готовыми (моими) ответами. Чтобы не возникло иллюзии, что матшколы были курсами подготовки диссидентов и карбонариев, - среди моих учеников был один, который стал потом секретарём комсомола мехмата МГУ. Ну что ж, он своим умом додумался до другого решения, чай, - жизнь сложнее математики (и подобный случай был далеко не единственный, увы).

Потом нас с Аликом жизнь развела: я закончил мехмат, женился на своей бывшей ученице, у нас родились двое детей, надо было писать диссертацию, и времени на преподавание не оставалось: разве что раз в год выбраться в лес с бывшими учениками (некоторые сами стали преподавать в школе), поговорить, как со взрослыми уже людьми... Дальнейшее общение с Аликом возобновилось после очень длительного перерыва, около 20 лет, и уже на просторах интернета, в сравнительно юном тогда ЖЖ. Но это уже по логическим и техническим причинам - повод для отдельного поста, хотя бы девять дней подождать надо.

♣ Когда вы не сможете прочесть эту надпись здесь, вы сможете всегда её прочесть тут. Комментируйте где хотите, на Дриме уже comment count unavailable таких осторожных комментаторов набралось.

А Оккам... да хрен с ним, с Оккамом!

Comments 
16th-Jan-2019 03:35 pm (UTC)
Алик - это недавно склеивший ласты городской сумасшедший "таки-нет"?
16th-Jan-2019 03:36 pm (UTC)
Да.
(no subject) - Anonymous - Expand
16th-Jan-2019 04:07 pm (UTC)
У меня только один вопрос: кто написал этот замечательный пост? И куда делся этот жуткий клоачный ..., от которого глаза режет? Не подпускайте его к журналу, пожалуйста, пусть лучше играется на помойке коровьими лепешками.
16th-Jan-2019 06:00 pm (UTC)
Пошёл в жопу, мудила.
(no subject) - Anonymous - Expand
16th-Jan-2019 04:35 pm (UTC)
(А)дон Хахам, своим непротивление идиотизму комментаторов - Вы перетолстовили Толстого.
По посту - весьма интересно. Лично не был знаком, но наслышан.
Жду продолжения. В ЖЖ - таки да пересекались.
16th-Jan-2019 05:25 pm (UTC)
Я тоже долго думал, будто лично не был знаком. Однако, плотно общался с Аликом на очень давно организованных ещё не опальным Ходорковским конференциях школьных учителей информатики. Но в ЖЖ по старым калифорнийским правилам был жёсткий запрет на разглашение ФИО. Даже когда Алик проболтался в личке, я принял его за в меру известного барда, его однофамильца и тёзку.
16th-Jan-2019 05:05 pm (UTC)
thank you... more, please.
16th-Jan-2019 05:12 pm (UTC) - О локально-математическом словаре.
User niktoinikak referenced to your post from О локально-математическом словаре. saying: [...] означающий недорешение, и никак не унижавший ученика)" https://xaxam.livejournal.com/1088105.html [...]
16th-Jan-2019 05:16 pm (UTC)
Вы ошеломляете.

Я-то ничго подобного и допустить-то не мог (отчётливо представлялась незыблемая коллажная фигурка из ошмётков Амоса Оза, Бенни Сандерса, какого-нибудь блядь Жака Аттали да двух-трёх жж-юзеров типа Bhmота и Масалы). А оказывается...
16th-Jan-2019 05:20 pm (UTC)
А можно после поста про такинета, еще пост, про недавно умершего Великого Математика?
16th-Jan-2019 05:36 pm (UTC)
???
16th-Jan-2019 05:27 pm (UTC) - for user akrav
а это потому что вы идиот, akrav. . или слепоглухой, увы не немой.

и Бегемот и Мессала, как и покойный Алик, люди яркие и интересные и достойные, не без недостатков там и тут, конечно.

а идеальны (в своих глазах, ясен пень в глазу) - только идиоты.
16th-Jan-2019 09:13 pm (UTC) - Re: for user akrav
не туда коммент поставили.
А я Алика знал как раз с "противоположной" стороны. Со стороны (безуспешно) оберегаемых от вредного влияния.
16th-Jan-2019 05:54 pm (UTC)
Очень интересно. Я и представить не мог существование таких школ
16th-Jan-2019 05:57 pm (UTC)
С таки-нетом мы долгое время были во френдах, несмотря на сильные разногласия.
Земля ему пухом.
16th-Jan-2019 06:03 pm (UTC)
вот меня все эти походы и сплочения всегда дико напрягали (я из 91). Получалась какая-то адовая смесь из матанистых евреев и колхозных алкоголиков, с культивированием идеи затусоваться-мыбанда-наволювпампасы. Не, ну понятно откуда оно бралось, от совковых антиллихентских кухонь и эскапизмов, "уйдем в лесЪ и там будем в своей компании предаваться пьянствам и безобразиям, и никакие комсомолы, семьи и школы нам не указ!", но ведь ужосужос получается.
16th-Jan-2019 06:22 pm (UTC)
Вот да, не совсем понятно, почему надо сплачиваться непременно в лесу в походных условиях. Почему нельзя для развития командного духа играть вместе в баскетбол или регби, как это происходит в США? И для здоровья полезнее, и никакого маразма.
(no subject) - Anonymous - Expand
Re: ? - Anonymous - Expand
(no subject) - Anonymous - Expand
16th-Jan-2019 06:38 pm (UTC)
Спасибо, здорово написал. А я с ним почему-то ни разу нигде не пересёкся, несмотря на изобилие общих дорог.

Мне кажется, что у нас (во Второй) была не совсем такая система. Скорее было похоже на обычный семинар -- давались задачи, обсуждались, кто-то выходил к доске, и т.д. Пресловутых "Листочков" не припомню. Наша школа, впрочем, и не входила в константиновскую империю.

И деталь к вопросу о раскрепощении -- у нас (в нашем классе точно, не знаю про других) было принято обращаться к студентам на "ты", а они сопливым школьникам неизменно выкали. Это было потешно. К одному из преподавателей обращались исключительно его (ещё школьной) кличкой "Дуся", он обижался, но поделать ничего не мог.
16th-Jan-2019 08:38 pm (UTC)
к нам в школы классе в 4м пришел - или в 5м - откуда-то изгнатый Михаил Вениаминович, математик, которого называли почти в глаза Витамин.
он до того был универским преподом, изгнан был за любовь однополую, но не посажен. был мил и безобиден. побывав на Кубе, видимо не вполне еврей, научил детей петь дикую пестню бумба-квили-мили-толи-комунадзе-бумба-кви-бумба-кво и еще парочку. меня любил, я отличница была по математике ( в нематшколе, конечно).
с детьми он не умел совсем, привык ко взрослым относительно. на его уроках класс стоял на ушах и Мракобесился. он опускал указку и беспомощно говорил, Товарищи! Так нельзя.
одной двоечнице как-то заявил Завгородняя, твоя прическа как вихрь.

после перестройки мне рассказали что какое-то ГБ на него все же наехало, и от лагеря его спасла физичка, фиктивным браком. а может и не фиктивным - что мы знаем про браки чудаков и отщепенцев.
16th-Jan-2019 07:11 pm (UTC) - Поспорю )!
Какая ещё Софья Власьевна и антисоветчина при элитных то школах ???

Вольнодумство оно конешно допускалось. Кот и сам учился в аглицкой 34 при Курчатнике, с половиной класса из Явлинских-Франк-Каменецких-Александровых, Каганов и пр. и пр. - и все потом вполне успешно сделали какую-никакую карьеру в СССР-РФ.

По полит-статьям никто не сидел, да и из Вашего мех-мата тож ...

ПыСы: у нас все поголовно знали наизусть Галича с Высоцким - что никак не мешало той же активности юношества в комсомолии, заради характеристики в ИСАИ или МГИМО ...




Edited at 2019-01-16 07:20 pm (UTC)
16th-Jan-2019 08:38 pm (UTC) - RE: Поспорю )!
Мне говорили, у чиновников было мнение, что матшколы подозрительны: евреев много и т.п., а физические школы получше.
16th-Jan-2019 08:34 pm (UTC)
Мне кажется, что преподавать с помощью листочков начал А.С. Кронрод (Константинов был тогда в команде Кронрода).
17th-Jan-2019 05:44 am (UTC)
Мне страшно свезло с производством листочков. Обычно их печатали на папиросной бумаге, и первый экземпляр был весь в дырках от выпавших букв "о", "е" и "с", а последний для расшифровки требовал знания математики почти такого же, как для решения.

А у меня был в классе ученик, папа которого имел доступ к хорошему ксероксу, и в результате я каллиграфически исполнял один экземпляр, вписывая формулы тушью, а ученики получали копии типографского качества на мелованной бумаге.
16th-Jan-2019 09:08 pm (UTC)
ну да. А я был как раз из тех, кто с 7-го класса смотрел Алику в рот. Он говорил такие умные и такие антисоветские вещи - прямо дух захватывало. Слушая его думал: вырасту - обязательно стану диссидентом. К концу 9-го класса взгляды изменились (не в сторону коммунизма, а в сторону сионизма), любовь и уважение к Алику остались.
А в ЖЖ я его не переносил. Общаться даже не думал.
И очень жаль, что так.
16th-Jan-2019 09:14 pm (UTC)
Ну какие из физ-мат диссиденты то и тем более из Таки-Нета?

Из моих знакомых в 80-х было 2 человека отмотавших 5 лет лагерей в те годы
- о. Глеб Якунин за антисоветчину сел в 1980 и Сережа Маркус с ист-фака МГУ (работал экскурсоводом в Коломенском), этого посадили за издание Библии в 1983.
(no subject) - Anonymous - Expand
Page 1 of 2
<<[1] [2] >>
This page was loaded Nov 17th 2019, 12:21 pm GMT.